Вы купили товар, а он в скором времени сломался и Вы считаете, что в поломке точно не виноваты. Вы сообщаете продавцу о неисправности и тут.....продавец предлагает отправить неисправную покупку на проверку качества в сервисный центр. Вы соглашаетесь, а потом оказывается,что сервисный центр требует оплатить диагностику. Как быть в этой ситуации? Должны ли Вы оплачивать диагностику товара в сервисном центре?
Для начала определимся, что такое проверка качества товара, диагностика товара и экспертиза.
Понятия диагностика товара законом не предусмотрено, равно как и ее проведение в случае обнаружения в товаре недостатков. Для этих целей закон предусматривает лишь проведение проверки качества товара и особо выделяет экспертизу (п.5 ст.18 Закона о защите прав потребителей).
Проверка качества товара проводится специалистом, который может не иметь специальных знаний. Её задача определить работает или не работает товар.
Продавец (изготовитель) вправе своими силами,без привлечения сторонних лиц и организаций провести проверку качества товара, даже не обладая для этого специальными познаниями.
В п.3 разд. VIII "О последствиях продажи товаров ненадлежащего качества" Приказа ГАК РФ от 20 мая 1998 г. N 160, указано, что проверка качества товара - понятие более широкое и может включать в себя проведение экспертизы. Экспертиза товара проводится, как правило, специальными экспертными организациями и является дополнительной проверкой качества товара с привлечением специалистов.
В первую очередь проверка качества – это анализ на предмет соответствия качества товара условиям договора или качеству обычно предъявляемым требованиям и пригодности товара для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
Экспертиза качества товара– это специальное исследование товара, проводимое на основании объективных фактов с целью определения причин образования дефектов и (или) процента снижения качества товара.
Экспертизу вправе проводить только специалисты (эксперты), имеющие соответствующий сертификат; по окончании товарной экспертизы составляется заключение, в котором указывается наличие (или отсутствие) недостатков в данном товаре, и по чьей вине возникли эти недостатки – изготовителя товара или самого потребителя. За дачу ложных экспертных заключений специалисты(эксперты) несут уголовную ответственность!
Часто понятия проверки качества и экспертизы, считают равными, но это не так. Закон достаточно четко указал на различные содержание этих операций и последствия, возникающие в связи с их проведением.
Согласно Закону, экспертиза проводится для получения заключения эксперта по одному вопросу: о причинах возникновения недостатков, когда наличие недостатка и его характер не вызывают спора (спор имеется только о причинах возникновения недостатка товара).
Причину возникновения недостатка можно определить и при проведении диагностики товара, но так как законом такая процедура не предусмотрена, то приравнивать ее к экспертизе никак нельзя, целесообразнее ее отнести к дополнительной проверке качества товара.
В отличие от экспертизы, при проведении проверки качества товара статус лиц, непосредственно осуществляющих проверку, Законом не определен (это может быть и сервисный центр), а расходы, понесенные продавцом (исполнителем), ни при каких обстоятельствах не подлежат возмещению потребителем.
Автор:Клаусман Н.П.
Май, 2017
*по материалам книги «Назначение и проведение проверки качества продукции (для организаций и индивидуальных предпринимателей), 2011
Если у Вас есть жалобы, предложения или пожелания по работе с сайтом - пишите на электронную почту: talion-uk@yandex.ru (с пометкой Сайт).
Адрес: Великий Новгород, ул.Сенная, д.4
Группа ВКонтакте: https://vk.com/uk5090
Режим работы: пон-пят с 9:00 до 18:00, без обеда. Суббота, воскресенье - выходной.